Вилка на велосипеде – один из важнейших его узлов. О том, какие вилки бывают, и какие задачи решают, мы и поговорим.
Задачи вилки:
- Удерживать переднее колесо.
- Передавать управляющее воздействие от поворота руля, на тот угол, на который повернут руль и удерживать его во время всего маневра. От таких параметров как уход вилки и рулевой угол зависит маневренность всего велосипеда.
- Повышает комфорт при езде, гася неровности дороги и компенсируя мелкие толчки и удары на руки байкера.
- Принимать на себя нагрузки, возникающие при торможении.
Вилки бывают двух типов
- Жесткая вилка (Rigid)
- Амортизационная вилка (Hard Tail)
Главная задача этой статьи — помочь Вам определиться, какую вилку выбрать: жесткую или амортизационную.
Итак, начнем со старого, отработанного годами типа – жесткие вилки.
Жесткая велосипедная вилка
Это простая конструкция, без каких-либо движущихся частей. Изготавливается, в основном, из того же материала, что и рама. Если рама стальная, то и вилка, скорее всего, то же стальная. Алюминиевые рамы комплектуются алюминиевыми вилками.
Основные преимущества
- Низкая цена.
- Легкость.
- Прочность конструкции. Вся жесткая вилка состоит из одной детали.
- Хорошо работают в любых погодных условиях – им все равно зима на улице или жаркое лето.
- Не требуют никакого технического обслуживания.
- Легче разогнать велосипед – вилка не компенсирует усилия байкера при наборе скорости.
- За счет материала, из которого изготовлены, довольно хорошо компенсируют мелкие удары от колдобин и трещин на дороге.
Минусы
- На неровной дороге руки и запястья будут сильно уставать от тряски, постоянных ударов о кочки и провалы – все-таки комфорт у них ниже, чем у амортизационных.
- При езде по пересеченной местности с неровной поверхностью нельзя набрать большую скорость.
Амортизационная мягкая вилка и ее преимущества
- Гораздо лучше, чем жесткая вилка, сглаживает все неровности дороги. Особенно это хорошо чувствуется при езде по бездорожью. Хотя нынешнее состояние городских дорог позволяет их все чаще относить к бездорожью.
- При езде по бездорожью позволяет развивать большую скорость при меньших усилиях велосипедиста, обеспечивая как бы обтекание неровностей дороги.
- Повышают управляемость велосипедом при езде по пересеченной местности. Смягчая движение на кочках и поворотах, амортизационная вилка принимает на себя те перегрузки и удары, которые иначе бы пошли на колесо и привели к его деформации или юзу.
Недостатки амортизационных велосипедных вилок
- Они более тяжелые по сравнению с жесткими вилками
- На велосипедах с такими вилками часть энергии байкера, которую он тратит на разгон, гасится самим амортизатором, т.е. уходит впустую.Этот недостаток на некоторых моделях ликвидируется возможностью жестко зафиксировать вилку, превращая её таким образом в обычную жесткую. Эта функция называется локаут (LockOut). Такой переключатель решает проблемы с потерей усилий велосипедиста при разгоне, но учтите, что заблокированная амортизационная вилка намного хуже гасит толчки, удары и вибрации, чем обычная жесткая вилка, тем более что ее большой вес при этом никуда не девается.
- Гораздо более дорогие, чем жесткие.
- Нуждаются в регулярном техническом обслуживании, так как состоят из множества движущихся деталей. А это значит, нужна регулярная смазка, чистка, подкачка воздуха в воздушных и масляно-воздушных моделях. Обслуживание требуется проводить регулярно, но не реже одного раза в год. При катании зимой они очень не любят соль, которой посыпают дороги, поэтому после поездок по городу их стоит тщательно вытирать. Иначе быстрая коррозия неминуема.
- Если Вы катаетесь зимой, то для этого лучше всего подходят пружинно-масляные или воздушно-масляные вилки. Эластомерные вилки плохо работают на морозе. Связано это с тем, что эластомер затвердевает и начинает терять упругость. Некоторые байкеры вообще поступают кардинально — зимой вместо амортизационной ставят жесткую вилку. Катание по снегу не такое жесткое как по асфальту, да и дорогую и хорошую амортизационную берегут.
Что нужно учитывать при выборе вилки
- Ваши финансовые возможности. Если денег все-таки маловато — не мучайтесь выбором. Берите себе велосипед с обычной стальной жесткой вилкой. Десятилетиями люди катались на таких велосипедах по всем дорогам и ничего – все выжили. Да, руки будут чуть больше уставать при езде по пересеченной местности. Но, если поездки по таким дорогам будут занимать до 10-20 процентов от всех ваших путешествий – то это не самое страшное в Вашей жизни. Действительно качественная амортизационная вилка стоит как половина велосипеда, так что подумайте – стоит ли за это доплачивать.
- По каким дорогам Вы собираетесь ездить и насколько комфортно при этом себя чувствовать. Если предстоит ездить больше по ровным дорогам, то стальная жесткая вилка вполне себе обеспечит необходимый комфорт. При всем при этом учтите, что правильно подобранное давление в колесах так же компенсирует неровности дороги. Если Вы собираетесь брать горный велосипед и гонять на нем по пересеченной местности, тогда лучше сразу присмотреться к велосипеду с амортизационной вилкой.
- Готовы ли Вы уделять время и деньги техобслуживанию в дальнейшем. Помните, что любой амортизационной вилке необходимо техническое обслуживание. А вот жесткой — ничего не нужно. Так что подумайте, будите ли Вы это делать. Жесткая вилка будет служить ровно столько, сколько и сам велосипед, чего не скажешь об амортизационной. Со временем она разболтается и придется тратить деньги и время на ее восстановление или менять вообще.
- Принципиален ли вес велосипеда. Более тяжелый велосипед, а это как раз про амортизационную вилку, тяжелее разгонять, тормозить и таскать на себе любимом. Ведь не всегда только Вы будите на велосипеде, иногда и он на Вас.
Общий итог таков – за комфорт и удобство нужно платить: деньгами, временем, весом велосипеда. Так что думайте и решайте исходя из своих целей, потребностей и возможностей.
.