Выбор первого горного велосипеда стоит начать со знакомства с терминологией, так как диапазон использования MTB велосипедов сейчас достаточно широк.
Горные велосипеды, иначе – маунтинбайки, превосходят все остальные виды велосипедов своей универсальностью – на них можно ездить и по городу, и за городом, по грунтовым или лесным дорогам.
Широкий диапазон резины – от узких и накатистых сликов и полусликов до цепкой грязевой и зимней шипованной – позволяет получить необходимое сцепление с поверхностью и накат на любом покрытии.
Тем не менее основное назначение настоящего горного велосипеда – это уверенное передвижение по пересечённой местности с ямами и ухабами, преодоление маршрутов с крутыми уклонами.
Как купить свой первый горный велосипед для более-менее серьёзного катания по любому бездорожью и трейлам, который на долгие годы станет надёжным и верным напарником, и который не придется менять через пару лет по причине того, что уровень обвеса перестал соответствовать технике катания, или вы убили его чересчур агрессивной ездой.
Основа любого велосипеда – это рама.
Качественная рама MTB должна быть легкой и прочной. Что еще важно? Геометрия и размер. Правильно подобранный размер сделает посадку оптимальной, уменьшит нагрузку на суставы и мышцы, позволит избежать травм при резких остановках и соскоках. А геометрия рамы влияет на такие качества велосипеда, как маневренность и устойчивость, способность «проглатывать» неровности покрытия и легко отрабатывать корпусом крупные препятствия. Все это в целом сказывается в итоге как на динамике, скорости прохождения трассы, так и на удовлетворении от катания. Также следует учитывать, что при езде по бездорожью у байков с низко расположенной кареткой существует вероятность задевания педалями больших камней и кочек.
Это лишь один пример влияния геометрии рамы. Если в перспективе вас интересуют экстремальные стили катания – трейл, эндуро, олл-маунтин и пр., то перед покупкой первого горного велосипеда стоит более внимательно изучить следующие параметры:
- колесная база (продольная устойчивость)
- длина перьев (прыжки, отработка кочек)
- угол подседельной трубы (распределение веса между передним и задним колесом)
- угол рулевой трубы (характер руления) – чтобы выбрать байк с такой рамой, которая лучше соответствует интересующим вас условиям.
Очень важно правильно подобрать именно раму, так как весь остальной обвес со временем можно заменять на более продвинутый.
Помимо размера рамы необходимо сразу определиться с диаметром колёс. В дальнейшем вы сможете делать апгрейд всему оборудованию, но размеры рамы и колёс останутся базовыми. Выбор колёс зависит от ваших задач и предпочтений.
29” колёса.
Обеспечивают максимальную плавность хода по небольшим неровностям покрытия за счет меньшего угла наезда, а значит улучшают накат, на них легко подобрать резину для любых задач. Однако при прочих равных условиях они слегка тяжелее в динамике, чем другие размеры.
26” колеса.
С таких колёс начинался маунтинбайк, это «классика жанра». Они обладают максимальной динамикой и маневренностью, но, надо признать, что это, по сути – “уходящая натура”, в новых коллекциях мировых производителей велосипедов их практически нет. Однако 26-дюймовые колеса гармонично смотрятся на велосипедах малых размеров (в рамах для людей ростом менее 170 см более крупные колёса заставляют производителя изгибать подседельную трубу и применять прочие хитрости).
27,5” – этот стандарт появился позже остальных и сочетает в себе свойства 29” и 26”. Возможно, для многих – та самая «золотая середина». Накат лучше, чем у 26”, динамика лучше, чем у 29”. Несмотря на «молодость» стандарта, уже существует хороший выбор резины.
Если рама является телом велосипеда, то трансмиссия – это мотор, от неё зависит, насколько легко можно будет добиться высокого каденса на уклонах любой крутизны, при встречном ветре, езде по грязи, песку, глине и мелкой гальке, а также – хватит ли диапазона для быстрой езды вниз по хорошему покрытию.
Хороший горный байк должен иметь тормозную систему, как минимум среднего класса с регулировкой досягаемости ручки тормоза или более высокого уровня – с дополнительной регулировкой свободного хода и точки контакта колодок.
Регулировка досягаемости (положения ручки) позволяет уменьшить или увеличить расстояние от ручки тормоза до грипсы руля под длинные или короткие пальцы.
Регулировка свободного хода влияет на величину хода ручки до момента начала торможения. Некоторые велосипедисты предпочитают длинный ход, в то время как другие – короткий.
Также стоит упомянуть модуляцию. Это характер зависимости усилия торможения от усилия, прикладываемого к рычагу тормоза. Система с хорошей модуляцией при лёгком нажатии на рычаг передает тормозам небольшую мощность, а по мере увеличения усилилия на ручке тормоза плавно наращивает мощность торможения.
И, наконец, еще одна важная часть комплектации горного велосипеда – амортизационная передняя вилка.
Она бывает трех основных типов:
- Пружинно-эластомерная. Подходит для прогулочного «паркового» катания. Самый бюджетный вариант.
- Воздушно-масляная. Подходит для всех видов катания, обладает наименьшим весом, легко настраивается под вес велосипедиста, дороже прочих вариантов.
- Пружинно-масляная. Также подходит для всех типов езды – трейлы, фрирайд, олл-маунтин, даунхил и т.д. Немного проще в обслуживании, чем воздушная, однако заметно тяжелее.
В заключение хочется сказать, что на выбор велосипеда влияет много субъективных факторов. К тому же не существует единых мнений, какое оборудование лучше, даже среди профессиональных велосипедистов. А в линейке бюджетных моделей, зачастую, вообще не заметна разница. Поэтому руководствуйтесь в первую очередь тем, какой велосипед вам больше приглянулся, и при взгляде на который вы чувствуете, что это ваш байк. Тогда он и катиться будет легко и быстро, и переключаться всё будет идеально, и поездка станет доставлять удовольствие.