Когда-то выбор велосипеда ограничивался правильно указанными параметрами роста, маркой и цветом. Сегодня ассортимент настолько разнообразен, что подобрать даже простую городскую модель без минимальных познаний в устройстве современных байков просто невозможно. В частности, это касается разнообразия тормозных систем.
Сначала давайте определимся со сферой применения. Если расположить типы тормозов по мощности торможения от минимальной к максимальной, то получим:
- ножные;
- ободные;
- дисковые механические;
- дисковые гидравлические.
На велосипедах, продающихся в России, чаще всего устанавливаются ножные, ободные или дисковые тормоза. При этом нужно понимать, что по большей части эти тормоза, во-первых, не взаимозаменяемы, а во-вторых, тип тормозов на велосипеде определяется его назначением.
Ножной тормоз подойдёт для неторопливых поездок по городу и паркам, когда в приоритете простота велосипеда, а не развиваемая скорость и возможность резко затормозить на крутом повороте.
Тормоз ножного типа чаще всего встречается на городских велосипедах и круизёрах.
Многие помнят, как тормозили на своих детских велосипедах прокручиванием педалей в обратную сторону. Такой тип тормоза считается самым простым и надёжным, однако тяжёлым и неэффективным. Но если вы выбираете велосипед только для неторопливых поездок, который будет тормозить в любую погоду и не требовать особого ухода, смело берите байк с таким типом тормоза.
Ободные тормоза выбирают, когда важна простота настройки, маленький вес и, чаще всего, низкая цена. Минусы заключаются в не самом эффективном торможении и зависимости от погодных условий.
Однако на дорожных велосипедах, в том числе и на большей части профессиональных шоссейных, до сих пор стоят ободные тормоза. Такие тормоза высокого уровня имеют низкий вес и достаточную для асфальта эффективность при работе с узкими колёсами. А издавать ужасные звуки при торможении в мокрую погоду могут любые бюджетные тормоза, как ободные, так и дисковые.
Дисковые тормоза устанавливаются на спортивные велосипеды, где эффективность торможения имеет решающее значение. Однако и обслуживать такие тормоза немного сложнее, да и стоят они дороже.
Главным недостатком такого вида тормоза всегда был вес и сложность конструкции, а значит, и стоимость. Ведь кроме ручки и тормозного механизма требуется еще и тормозной диск — ротор.
Стоит отметить разницу между дисковой механикой и гидравликой. Механическая система работает от стального троса со своими плюсами и минусами. Туристы предпочитают механические тормоза как раз из-за надёжности, тем более что в длительном путешествии заменить трос гораздо проще, чем прокачать гидравлическую систему. Однако механические тормоза требуют большего усилия для хорошего торможения, поэтому в гонках повсеместно используется гидравлика. Гидравлические тормоза позволяют тратить меньше сил на торможение, а также четко дозировать торможение на сложных участках.
Надежный ручной тормоз
Большинство производителей устанавливают ручные тормоза, которые могут дополнять ножной вариант или работать самостоятельно. За годы использования они завоевали репутацию стабильных и безопасных — вне зависимости от конструкции. Все представленные на рынке тормозные системы делятся на ободные и дисковые, те и другие имеют сторонников и противников.
При комплектации городских велосипедов чаще всего применяются ободные тормоза V-Brake. Их отличает хорошая мощность, неприхотливость в обслуживании и простой сервис в случае поломки. Однако в дождливую погоду или на сильном бездорожье такая система легко засоряется, что снижает качество работы.
В качестве альтернативы на продвинутые модели ставят дисковые тормоза с механическим или гидравлическим приводом. Стоит заметить, что стоимость таких систем в разы выше, а устройство значительно сложнее. Тем не менее, в экстремальных условиях дисковые тормоза наиболее надежны. Они не чувствительны к превратностям погоды или особенностям покрытия. Их единственный недостаток — сложность ремонта: если дисковая гидравлика выйдет их строя, придется обращаться в мастерскую.
Какие тормоза лучше?
Оптимальное решение для конкретного байка зависит от его назначения. Так, для ситибайка, который никогда не будет проверять свои силы в глухом бездорожье или на скоростном спуске, ободных тормозов V-Brake более чем достаточно. Некоторые модели для удобства и безопасности велосипедистов комплектуют ножным и ободным ручным тормозом. Таким образом, системы дублируют друг друга, обеспечивая максимальную безопасность.